главная диагностика хирургия терапия профсоюз здоровье контакты нам 85 лет!

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией временно приостановлена плановая госпитализация.
С 16.02.2021 возобновлено оказание плановой медицинской помощи по следующим профилям: челюстно-лицевая хирургия, нейрохирургия, микрохирургии глаза.
В Витебской области осуществляется вакцинация населения против инфекции COVID-19 вакциной "Гам-Ковид-Вак".
Справочную информацию о пациентах можно узнать по тел.: +375 (212) 48-03-06, +375 (212) 61-62-80.
Приём передач осуществляется: 11:00 - 13:00, 17:00 - 19:00

2 Апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм — это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Во всём мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма. В Витебской области наблюдается 103 ребенка с расстройствами аутистического спектра. Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

Здоровый ребенок 1-1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Ребенок с аутизмом применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Ребенок с аутизмом не обладает такими способностями.

Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества.

Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, он не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что дети с аутизмом вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Ребенок с аутизмом начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Нарушение коммуникации.

Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью.

Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их и третьем лице (Саша хочет пить.). Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации.

Отсутствует реакция на собственное имя.

Не наступает или задерживается «возраст вопросов».

Дети с аутизмом не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Стереотипное поведение.

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов.

Дети с аутизмом чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки.

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке (хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения).

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

Ранние проявления аутизма у детей.

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей.

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

Принципы воспитания ребенка с аутизмом:

Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.

Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у ребенка и заставляют еще глубже «уходить в себя».

Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

Формирование навыков, необходимых для обучения

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом, появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все дети с аутизмом имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедом позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема детей с аутизмом – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.

Обращайтесь к специалистам.

По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8 (0212) 61-45-82 зав. детско–подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8 (0212) 69-29-89 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна).

Телефон доверия 8 (0212) 61-60-60

Зав. детско–подростковым отделением диспансера Данилова Е.Л.