Витебская областная клиническая больница

Дом без насилия

статья УЗ Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии< br />

Насилие, перенесенное в детстве, оставляет след на генном уровне – у жертв укорачиваются теломеры, концевые участки хромосом, что может стать причиной сокращения продолжительности жизни и серьезных проблем со здоровьем.

Жестокое обращение с детьми сокращает продолжительность их жизни

Известно, что длина теломерных участков ДНК служит своего рода счетчиком клеточных делений: чем они короче, тем большее число делений прошло с момента рождения клетки-предшественницы, и, таким образом, длина теломер непосредственно связана с биологическим возрастом человека. Кроме того, предыдущие исследования обнаружили связь между стрессом и укорачиванием теломерных участков, а также зависимость между длиной теломер и развитием таких заболеваний, как диабет и старческое слабоумие.

Ученые из университета Дьюка, что в штатеСеверная Каролина, воспользовались базой данных, полученных в результате долговременного исследования, посвященного определению степеней влияния на развитие человека факторов генетики и окружающей среды. В исследовании принимали участие 1100 пар британских близнецов, наблюдение за которыми велось с рождения. Кроме информации о рационе питания, образовании, доходе, исследователи также опрашивали матерей близнецов о том, подвергались ли их дети различным формам насилия – прямому физическому насилию, запугиванию и угрозам во внешней среде или дома.

Шесть способов лояльного наказания ребенка

Исследователи выделили группу из 236 детей, половина из которых пережила хотя бы одну из форм насилия. Используя образцы ДНК, взятые у них в возрасте пяти и десяти лет, ученые с помощью полимеразной цепной реакции измерили длину теломер, чтобы оценить, сколько раз происходило самокопирование этого участка гена. Было обнаружено, что у детей, подвергавшихся насилию, в среднем этот показатель значительно ниже, чем у благополучных. Кроме того, была установлена явная зависимость между количеством доставшегося ребенку негативного опыта и объемом уменьшения концевых участков ДНК. Таким образом, делают вывод авторы работы, дети – жертвы насилия будут быстрее стареть, больше болеть во взрослом возрасте и продолжительность их жизни, возможно, сократится по сравнению с теми детьми, у которых было благополучное детство.

Между тем, исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что у некоторых детей, подвергавшихся жестокому обращению в возрасте до пяти лет, но не позже, к десяти годам наблюдался небольшой рост теломер. В то же время, у детей, страдавших от насилия в интервале между пятью и десятью годами, произошло заметное укорачивание концевых участков ДНК.

Детям не нравятся сцены насилия в мультфильмах

Авторы предполагают, что, с оглядкой на погрешность измерения, удлинение теломер могло стать следствием произошедших положительных изменений в жизни ребенка. Однако, поскольку случаи "отрастания" хвостовых участков ДНК никогда ранее не фиксировались, этот пункт вызывает сомнения у специалистов. Команда из университета Дьюка намерена продолжить работу и планирует снова взять у принимавших участие в исследовании детей, которым сейчас уже по 18 лет, образцы ДНК и провести измерение теломер, чтобы посмотреть, каким образом влияет на их длину изменение внешних условий.

Работа ученых опубликована в журнале Molecular Psychia

Насилие над детьми

Большее количество женщин подвергается насилию в тех семьях, где мужья в детстве испытали его на себе

Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире. По данным ЮНИСЕФ, жертвами бытового насилия являются 275 млн. детей планеты – к ним относятся и те, кто становится его невольным свидетелем. Почти 6 млн. детей вынуждены работать. Все цифры – приблизительные, поскольку проблема насилия над детьми часто скрыта от глаз общественности. Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире. К такому выводу пришли в Организации Объединенных Наций в результате масштабного исследования, продолжавшегося четыре года.

«Физическое насилие над детьми часто воспринимается как само собой разумеющееся явление и не вызывает осуждения общественности»Специалисты ООН, проводившие исследование, отмечают, что физическое насилие над детьми часто воспринимается как само собой разумеющееся явление и не вызывает осуждения общественности, передает BBC. По данным ООН, почти 6 млн. детей вынуждены работать, многих принуждают заниматься проституцией или эксплуатируют в порноиндустрии. Авторы доклада полагают, что около миллиарда детей не защищены законом от телесных наказаний в школе.

Ранее специалисты Детского фонда ООН обнародовали результаты международных исследований проблемы бытового насилия. Эксперты обнаружили, что его жертвами являются 275 млн. детей планеты – к ним относятся и те, кто становится его невольным свидетелем. По сообщению пресс-службы ООН, эксперты считают, что данные оценки являются консервативными, цифра может очень сильно отличаться от реальности, поскольку о случаях насилия над детьми в домашних условиях не всегда сообщают в правоохранительные органы.

Согласно результатам исследования маленькие дети чаще подвергаются бытовому насилию, чем подростки, и это влияет на их умственное и эмоциональное развитие. Когда они становятся старше, у них возникают проблемы в школе, им труднее сходиться со сверстниками, они страдают от депрессий, повышенной возбудимости и других нарушений психики. По мнению экспертов ЮНИСЕФ, среди таких детей чаще встречаются случаи алкоголизма и наркомании, подростковой преступности. Дети, которые живут в семьях с бытовым насилием, ведут себя более агрессивно.

Даже когда дети сами не подвергаются избиениям или сексуальным домогательствам, но видят такое поведение среди родственников, с которыми проживают, это влияет на их психическое и психологическое здоровье. Около 40% детей, которые были жертвами или свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте – они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, поскольку, живя в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а приемлемым способом решения семейных конфликтов.

Таким образом, можно сказать, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение. Это подтверждают и эксперты – по их данным, большее количество женщин подвергается насилию в тех семьях, где мужья в детстве или испытали его на себе, или видели, как от него страдают их матери. Проблема домашнего насилия остается скрытой от глаз общественности. Авторы доклада ЮНИСЕФ призывают правительства и общественные организации привлекать к ней внимание и принимать законы, направленные на криминализацию бытового насилия и защиту его жертв. В ООН также намерены подробно расписать причины, масштабы и характер насилия над детьми в разных регионах мира и разработать план борьбы с этим явлением.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.

Часто приходится слышать от родителей, что дети стали жестокими и агрессивными. Учителя озабочены тем, что в школе ребята зачастую отстаивают свою позицию с помощью насилия, устраивают разборки, которые заканчиваются жестоким избиением друг друга. Бьют безжалостно, и ни у кого не возникает желания заступиться за того, кто слабее.

К проявлению агрессии у детей приводят условия семейного воспитания. Подражание взрослым, безысходность, страх перед жестокостью окружающего мира и самых близких людей — родителей.

Виды насилия

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.

1 Физическое насилие —от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение:

1)если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию.

2)«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

Очень часто взрослые разговаривают между собой, обсуждают при этом самые различные вопросы, не замечая, что рядом находятся дети. А они, вроде бы незаметно, слушают и анализируют все сказанное. Особенно плохо, когда в присутствии детей происходят ссоры. Даже если это первоначально не понравилось ребенку, со временем он может попробовать подобный тип поведения.

Для ребенка это не будет запретным — ведь родители так поступают! Чтобы выплеснуть свои эмоции, он будет искать объект с не очень сильной самозащитой. В этом качестве может использоваться кукла, котенок, более слабый ребенок.

3)Пьянство порождает агрессию . Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения.

2 Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

3 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Хорошие качества в ребенке бывает очень непросто развить, а вот плохие приживаются легко и быстро. Конечно, все появляется не на пустом месте. Если ребенок растет в атмосфере любви и уважения к личности, то и у него будет развиваться доброжелательное отношение к окружающим.

Но если родители воспринимают ребенка как игрушку или как объект собственных амбиций, не уделяют ему достаточного общения, у него возникает недостаток любви. Из-за этого он сначала интуитивно, а потом вполне сознательно начинает мстить окружающим. Для детей очень важно найти свое место в обществе, в кругу сверстников, друзей, ощутить свою значимость.

Замкнутость, потеря контакта с родителями, нежелание выходить из дома — это скрытая форма агрессии. Открытая форма может выражаться в драках, укусах, хулиганстве.

Отношение к насилию детей.

Жестокое обращение с детьми является социальной проблемой, но не все это осознают. По данным опроса в 2006 году, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех, кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14%.

Россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. В данном исследовании прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее, считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают, как поступать со своими детьми.

Последствия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Самое обидное, что решение своих проблем дети часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также боятся потерять любовь немилосердных родителей.

Откуда берется агрессия? Причин для ее появления не так уж мало.

Усталость

Часто у детей из проблемных семей (родители не в ладах друг с другом или в разводе) возникает разбалансировка нервных процессов. Когда такие детки устают, их возбуждение начинает нарастать, от этого они еще больше устают, и дело кончается срывом.

Страх

Любое насильственное вмешательство в жизнь ребенка вызывает в нем агрессию как способ самозащиты. Сильное беспокойство и депрессия, вызванные какими-либо внешними причинами, переносят это чувство на близких. Родители должны внимательно отнестись к малышу и помочь ему справиться с переживаниям.

Реакция на запрет

Она связана с ограничением личной свободы. Например, запрет на выбор друзей, желание одеваться по своему вкусу и т.д. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа надо аргументировано объяснять его причину.

Дефицит внимания

Дети, которые испытывают недостаток родительской любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе.

Требование границ

Это сигнал взрослым: „Я не могу справиться с собой, остановите меня!" В этот момент ребенок подсознательно испытывает границы дозволенного. Взрослые должны четко продемонстрировать, что делать можно и нужно, а что — никак нельзя.

Пример взрослых

Если с ребенком обращались жестоко, то у него развивается желание вести себя с другими так же. Происходит своеобразная переадресация агрессии: на меня накричали — и я накричу, меня ударили — и я ударю.

Жажда власти

В какой-то момент ребенок может осознать, как это приятно — быть сильным, когда тебя все боятся. Добиваясь заветной цели, такие дети способны нарушить любые правила.

Неудовлетворенная потребность в любви

Эта причина остается самой главной.

Нарушение эмоционального контакта с родителями представляет для ребенка сильный травмирующий фактор.

Постоянная, активная забота о детях со стороны родителей, создание чувства защищенности, внимательное и уважительное отношение, помогают справиться с любыми проявлениями агрессии.

Что мы, педагоги, можем подсказать родителям?

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Три способа открыть ребёнку свою любовь .

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем! Причины детской жестокости лежат в изъянах воспитания, в позиции родителей, учителей — людей, которые участвуют в социализации ребенка. Типичная картина — ребенок подрался, учительница вызвала родителей в школу, и мама на глазах у всех унижает своего сына, не выяснив причин драки. Взрослые перестали следить за отношениями в семье, за собственными детьми. Мы так любим жаловаться на правительство, на то, что плохо живем, но не видим проблем у себя под носом. Не надо спасать весь мир, нужно начать со своей семьи. Если каждый из нас решит свои семейные проблемы, то и вокруг наверняка будет порядок.

Укоротить ссылку