Витебская областная клиническая больница

2 Апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм — это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Во всём мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма. В Витебской области наблюдается 103 ребенка с расстройствами аутистического спектра. Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

  • Нарушение социального поведения
  • Нарушение коммуникации
  • Стереотипное поведение

Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

  • - Нарушения социального взаимодействия
  • - Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза
  • - Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
  • - Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным.
  • - Жесты используются лишь для обозначения нужд.

Здоровый ребенок 1-1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Ребенок с аутизмом применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Ребенок с аутизмом не обладает такими способностями.

Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества.

Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, он не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что дети с аутизмом вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Ребенок с аутизмом начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Нарушение коммуникации.

Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью.

Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их и третьем лице (Саша хочет пить.). Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации.

Отсутствует реакция на собственное имя.

Не наступает или задерживается «возраст вопросов».

Дети с аутизмом не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Стереотипное поведение.

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Выполнение ежедневных ритуалов.

Дети с аутизмом чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки.

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке (хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения).

Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

Ранние проявления аутизма у детей.

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей.

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

  • - Предложите помощь
  • - Постарайтесь подбодрить родителей
  • - Уберите все опасные предметы рядом с ребенком
  • - Сохраняйте спокойствие
  • - Дайте родителям понять, что вы все понимаете
  • - Проявите заботу и понимание
  • - Не думайте, что ребенок обязательно избалован
  • - Не критикуйте ребенка
  • - Не критикуйте родителей
  • - Не смотрите пристально, это очень грубо
  • - Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку
  • - Не говорите родителям обидные слова

Принципы воспитания ребенка с аутизмом:

Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.

Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у ребенка и заставляют еще глубже «уходить в себя».

Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

Формирование навыков, необходимых для обучения

  • - если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его.
  • - если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • - устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
  • - обучение подражанию и наблюдению
  • - обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • - обучение эмоциональному контакту

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом, появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все дети с аутизмом имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедом позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема детей с аутизмом – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.

Обращайтесь к специалистам.

По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8 (0212) 61-45-82 зав. детско–подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8 (0212) 69-29-89 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна).

Телефон доверия 8 (0212) 61-60-60

Зав. детско–подростковым отделением диспансера Данилова Е.Л.

Укоротить ссылку